WorksPad, цифровизация и мобилизация:
грядущая революция и "рояль в кустах"

Интервью руководителей "МобилитиЛаб" и создателей ПО WorksPad генерального директора Сергея Орлика и директора по развитию бизнеса Сергея Макарьина.
В чем уникальное преимущество WorksPad?
Сергей Орлик: «WorksPad — это не только "корпоративный dropbox" и "русский blackberry" в одном флаконе — в одном приложении. Это о то решение, которое дает корпоративным пользователям не набор отдельных приложений, а единую полнофункциональную среду для мобильной работы с доступом к любым корпоративным сервисам и информации, где уровень интеграции средств работы с корпоративной информацией дает право говорить «…а ведь я теперь работаю почти как на рабочем ПК!»

С точки зрения удобства и «привычности» сценариев оперирования информацией. Открыть параллельно несколько документов, несколько писем, посмотреть подключенные календари и перемещаться между ними простыми жестами – ни один из известных на рынке игроков, ни Microsoft, ни VMware, ни Citrix, не обладают такой возможностью и даже не предлагают единого интегрированного приложения. А это вопросы продуктивности – эффективности мобильной работы пользователя.

При этом есть и другой крайне важный вопрос — безопасность деловой информации без ущерба приватности пользователя. Мы не пытаемся контролировать устройство пользователя, как это делают средства MDM (Mobile Device Management – управление мобильным устройством), а уже потом предлагают набор приложений для некоторых бизнес-функций и сервисов. WorksPad работает только с корпоративными системами и информацией из них в рамках отдельного контролируемого приложения-контейнера, и не пытается отслеживать или тем более ограничивать пользователя в различных аспектах его личной жизни – от снятия геопозиции и маршрутов передвижения до используемых в личной жизни приложений.

И еще у нас нет непонятно где размещенных серверов, нет передачи и сохранения передаваемых данных в далеко не российской географии и юрисдикции, как это, например, делает мобильный Outlook. Сервер WorksPad, через который подключаются мобильные клиенты, развертывается в корпоративной сети предприятия или у доверенного сервис-провайдера».

Почему именно рынок корпоративного ПО, в чем специфика этого сегмента?
Сергей Макарьин: " Когда стартовал проект, компания и продукт, стало понятно, что новые потребительские технологии и продукты — новые смартфоны и планшеты обязательно «переползут» в корпоративный сегмент. Люди начнут требовать от своих компаний предоставить им возможность работать с корпоративной информацией на их любимых «гаджетах» и возникнет новый рынок, новый класс ПО для этих задач, а также новые потребности обеспечения ИБ.

Корпоративное ПО вообще и ПО для ИБ в частности –консервативный рынок. С долгим циклом «взросления рынка», классическая кривая Гартнер очень неплохо его характеризует.
Компании и корпорации в течение нескольких лет могут осознавать и анализировать вновь возникающие потребности, проводить исследования и сравнения, пилоты и проектирование, закладывать бюджетирование и планировать комплексные проекты. Это, конечно, требует больших начальных инвестиций от компаний, выводящих свои продукты на такие новые рынки. Но когда рынок «созрел», это обеспечивает компании-разработчики продуктов широким спросом от тысяч корпоративных заказчиков".

Планируете ли в вы в перспективе переместиться с рынка B2B на рынок B2C?
Сергей Орлик: "Рынки B2B и B2C в мобильном секторе серьезно обогащают друг друга – идеями, технологиями, пользовательским опытом. Мы серьезно исследуем потенциал применения накопленного уникального опыта и ряда наших технологий в B2B для потребительской аудитории, для сегмента B2C. При этом мы отдаем себе отчет, что серьезный выход в B2C предполагает масштабные инвестиции, которые должны быть подтверждены бизнес-кейсом. Прорабатываем это направление, но пока оставим этот перспективный "рояль в кустах".
Компания основана в 2011 году. Насколько Ваш нынешний продукт отличается от первых версий? Расскажите подробнее про путь, который проделала Ваша компания за эти годы?
Сергей Орлик: «Концептуально продукт все эти годы развивался исходя из тех идей, которые были сформулированы еще в 2011 году – объединить в одном интегрированном приложении возможности работы сотрудника с основными информационными системами любой организации: внутрикорпоративными файловыми ресурсами, системой электронной почты, внутренними порталами и web-клиентами к корпоративным системам. В 2014 году мы выпустили первый релиз продукта, предоставив корпоративным пользователям функциональность безопасного "корпоративного dropbox", полностью контролируемого организацией. Затем частью интегрированного решения стал доступ к системам электронной почты, и несколько позднее, мобильные клиенты WorksPad уже стали включать встроенный интернет- и интранет-браузеры. Конечно, и в визуальном стиле продукт менялся вместе с эволюцией всего рынка мобильных приложений. И для WorksPad эта была продуманная эволюция.

Но грядет и революция. В марте 2019 года мы сделали ряд стратегических анонсов http://workspad.ru/platformx . Одно из важных – в этом году мы выводим на рынок новое поколение клиентов WorksPad X для Android и iOS. WorksPad X предлагает принципиально новый уровень юзабилити, качественно повышая удобство работы с электронной почтой на мобильных устройствах.
Планируете ли Вы развитие каких-либо продуктов помимо WorksPad?
Сергей Орлик: «Мы готовим к выпуску целую платформу – WorksPad Assistant, интегрированную с функциональной экосистемой WorksPad.

Увидев преимущества интегрированного подхода "all-in-one", наши заказчики постоянно спрашивают о возможностях встраивания в мобильные клиенты WorksPad дополнительных функций доступа к корпоративным системам не только через встроенный браузер, а то, что называется "нативным" образом, адаптированным для мобильного размера экрана мобильных устройств.

И понимая, что обычный потребительский пользовательский опыт задает многие тренды, мы обратили внимание на чат-боты. Но держа в голове два крайне важных момента. Первое – часто используемые Telegram, Viber, Facebook Messenger – это публичные каналы мгновенных коммуникаций, не предназначенные для работы с корпоративной информацией, не защищающие ее от утечек. Второе – конечно, удобно спросить чат-бот о том, какая погода будет завтра, но завести новое поручение в СЭД, заполняя десяток полей карточки документа в режиме вопрос-ответ, это уже достаточно муторное занятие.

Поэтому мы решили стать не только интегрированным клиентом и безопасным каналом корпоративных чат-ботов, но и встроили в мобильные приложения так называемые микроприложения – "микроапы". Они выглядят на клиенте как визуально богатые формы отображения и ввода информации. Код микроапов создается один раз на сервере на любой платформе и языке программирования, и подключается к платформе WorksPad Assistant. А пользователь получает оперативный и удобный доступ к необходимым внутренним сервисам и системам».
Цифровизация и мобилизация призвана ускорить взаимодействие в компаниях, в особенности крупных. Какие тенденции Вы сейчас видите и как они влияют на ваш продукт?
Сергей Макарьин: «Да, как раз ускоряющаяся цифровизация и мобилизация и есть тенденции, которые мы очень отчетливо видим. Компании, с одной стороны, осознали и просчитали, что мобилизация сотрудников несет явные выгоды бизнесу и реальное повышение продуктивности работы людей. А с другой стороны – давление тех же сотрудников на ИТ-службы с запросом обеспечить мобильный доступ реально растет и, чтобы не упустить этот процесс из-под контроля, ИТ и ИБ службы массово начали проекты мобилизации.

Еще одна бесспорная тенденция, которая не касается только мобильности, но видна всем и закрывает мобильность так же, как и остальные сегменты – импортозамещение. Очень большие усилия прикладывает и государство и ИТ-индустрия, чтобы в кратчайшие сроки оснастить российские компании российским же программным обеспечением».

Сергей Орлик: «Все более важным фактором становится российская мобильная операционная система Sailfish и ее защищенный вариант «Аврора». С системной технологической точки зрения это прекрасная ОС. Родная поддержка кросс-платформенных средств и самого языка Python это прорыв. Кстати, наш клиент WorksPad для платформы Sailfish написан именно на Python – мы первыми сделали реальный продукт на этой технологии и уверены, что наша уникальная экспертиза даст пример и толчок всей прикладной экосистеме Sailfish/Аврора».

Каковы цели по развитию на ближайший год, 5, 10 лет?
Сергей Макарьин: «Стать бесспорным номером 1 в России на рынке «защищенных корпоративных мобильных рабочих мест» по количеству работающих в WorksPad конечных пользователей.
И для этого уже есть все предпосылки».

Источник: АтомИнвест